Каталог техники
Запчасти

Конструктивные особенности и возможные поломки зубовых шлейфовых борон

 

Поломка зуба

На фото видно, что зуб сломался по своему самому опасному сечению: при переходе из хвостовика на сам зуб. Поломка произошла потому, что это сечение является концентратором всех напряжений, которые зуб получает при работе как рабочий орган. Некоторые производители использует для рабочих органов сталь 60С2 – это пружинная сталь, очень хрупкая при неправильной термообработке. То есть использование такой стали при отсутствии очень стабильных технологических параметров термообработки (температура нагрева, температура закалочной среды, сам химический состав закалочной среды, время и температура отпуска, временной разрыв между закалкой и отпуском) это скорее минус, чем плюс в конструкции бороны.

 Зубья наших борон мы изготавливаем по собственной технологии, которую можно отнести к разряду ноу-хау. Зуб не однородный по химическому составу: хвостовик состоит из стали которая имеет среднюю прокаливаемость и хорошо воспринимает ударные нагрузки, сам нож зуба состоит из стали  для деталей которым нужна повышенная износостойкость. Меньшее содержание углерода позволяет материалу быть более пластичным даже в закаленном состоянии, не так ярко сказываются технологические неточности процесса  закалки. Зуб получается более стабильным по качеству, хорошо воспринимает ударные нагрузки.

Для получения необходимой износостойкости и твердости, готовый зуб подвергается объемной закалке и последующему отпуску (для сравнения, такую же или на 2-3 единицы больше, твердость имеют популярные диски фирмы BELLOTTA). Для повышения износоустойчивости готовый зуб (да и вообще любой рабочий орган сельхозмашины) должен проходить  термическую обработку - закалку с отпуском. Эта операция, как правило, происходит на завершающем  этапе изготовления рабочего органа, перед покраской. После нее механическую обработку не применяют.

Опытные инженеры или технологи могут отличить, нагревалась деталь или нет, и вообще было ли воздействие температур, и в каком месте.

 Приведем для примера фото с нашего производства, яркий пример - деталь  втулка, которая вваривается в другую деталь. Втулка предварительно  обработана на токарном станке, с нее снят слой материала, изначально она была блестящей, стального цвета. При сварке на нее кратковременно воздействует температура от сварочной ванны, а так как втулка сравнительно с самой ванной небольшого размера, она начала прогреваться, и по изменению цвета втулки четко видно где какая температура была… (более подробно, например тут).

 К чему вся эта теория? Вернемся к сломанному зубу…закаленная деталь не может быть стального цвета, то есть, судя по хвостовику на фото, зуб вообще не прокаливался! Отсюда еще один скрытый дефект - низкая износостойкость зубьев, и малый срок их службы.

Единственная техническая  возможность получить такой эффект побежалости на отдельных участках детали – местная ТВЧ закалка. Довольно сложное и дорогое удовольствие,  которое вообще не решает проблемы износоустойчивости зуба. После этой закалки, зуб будет твердым на поверхности и мягким внутри. Твердый слой быстро износится, потому что он не может быть достаточно толстым, а нижележащий износится еще быстрее из-за мягкости.

На нашем производстве применяется объемная закалка, и такие проблемы отсутствуют в принципе, а излом хвостовика мы устранили еще в 2015 году, изменив конструкцию зуба.

Посмотрите на фото хвостовика нашего зуба до термообработки… он тоже чистенький и красивый. И ниже – то же самое после термообработки, перед подготовкой к покраске… И финальное фото – зубья после закалки. Это не «столетние» зубы, это результат воздействия нескольких этапов нагрева и охлаждения зуба, результат воздействия на него закалочной среды - это побочные явления процесса закалки.

 Разрыв звена боронки

 Это конструкторская недоделка некоторых производителей, которые выбрали компоновку как у борон фирмы Great Plains. Мы изначально пошли по другому пути: у нас шарнирные соединения имеют другую конструкцию. Их толщина изначально была 10 мм. и при повышенных нагрузках (например, на первых рядах труб) они могли разгибаться. Для устранения этого дефекта, мы изменили ширину звена и сменили материал на низколегированную углеродистую сталь. На фото звено визуально «тянет» только миллиметров на 6 толщины.

 

В 2016 мы тоже проверили эту конструкцию и даже выпустили две бороны, но недостатки такой компоновки узла перекрыли преимущества. Продолжая развивать конструкцию, мы устранили выявленные недостатки, и сейчас нареканий на наш узел нет.

Разрыв звена по сварке

Конструкция узла на фото аналогична конструкции наших узлов. Поломка, которую мы видим, произошла из-за производственного брака, на фото виден слабый провар. Еще существует вероятность, что производитель, желая усилить звено, заложил углеродистую сталь, не предусмотрев изменения параметров сварки, тогда дела хуже – брак уже конструкторский, и эта поломка будет часто повторятся.

С нашей техникой за 2016-2018 г. подобных случаев разрыва не было, единичные случаи случались в 2015. Причина, как и в случае на фото, несоблюдение режима сварки. Мы его устранили повысив контроль за этой операцией. Сейчас, для еще большего усиления звена и для улучшения его внешнего вида, мы разработали сложный штамп для послеоперационной гибки данного звена из цельного круга с одной точкой сварки. Внедрение штампа запланировано в течении 1-1,5 месяца.

Затруднительные повороты и прорехи при работе

 

В начале 2017 года мы усовершенствовали конструкцию для устранения эффекта выламывания зубьев. Проблемы возникали при поворотах бороны, зубья могли цепляться друг за друга, и из-за этого выламывались при транспортировке.

Было:

Стало:

 

Не все производители знают о том, что при транспортировке подобных конструкций могут возникать подобные проблемы. А когда узнают, то пытаясь их решить, обманывают своих клиентов, предлагая заведомо не функциональный продукт.

Например вот  фото одних таких «последователей»:


но стоит только разложится, и видно, что после себя борона оставит прорехи… Чтобы избежать такого эффекта, все боронки должны быть на одинаковом расстоянии друг от друга. И установлены обязательно с перекрытием! Только так Вы можете получить качественную обработку почвы.

Растяжки

В своей конструкции мы используем растяжки из профильной трубы, она жесткая, выдерживает большие перегрузки. Например, когда опорное колесо попадает в борозду при обработке пахоты весной. Это помогает бороне идеально выравнивать поле, работать на больших скоростях, без опасения, что что-то лопнет и ли тросовая растяжка растянется, вызвав отклонение крыла, что в свою очередь может вызвать сцепление боронок.

Как мы уже упомянули, обязательно должно присутствовать гидравлическое управление колесами, без него очень трудно  переводить из транспортного положения в рабочее.

Транспортные колеса

 

Более тяжелая конструкция в сравнении с пружинными боронами выдвигает высокие требования для несущей способности рамы и транспортных узлов.

Вот яркий пример, по истечению некоторого периода эксплуатации, при всех положительных отзывах клиента, он просто не может эксплуатировать свою борону, потому что из-за интенсивного износа крестовин и узлов проворота опорных колес, уменьшается клиренс самой бороны и ее уже затруднительно транспортировать.  Некоторые об этом еще не знают… потому как это будет через 2-3 года… В этом году мы решили эту проблему кардинально, полностью переделав узел опорного колеса. Теперь вместо двух разных колес, транспортировать и поддерживать раму в рабочем положении будет одно колесо. Улучшилась манёвренность бороны, ее транспортная ширина (3,75 м. даже для 21-метрового агрегата) радиус поворота. А главное опорные колеса, которые раньше мешали транспортировать, теперь просто исчезли из конструкции.

Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий
Имя*
Email
Введите комментарий*
Рекомендуемые товары